Душа и тело. Корпусные сабвуферы по цене до 400 у.е.
Илья
0
13 ноября 2003
Душа баса - это сам бас. Он может быть всяким: бархатистым, прозрачным, назойливым или подчёркнуто корректным, как английский дворецкий. Душа сабвуфера - динамик, иначе - сабвуферная головка, но в отдельно взятом динамике бас не живёт, душа бестелесна, только когда динамик помещён в соответствующее оформление, в этом "теле" сможет поселиться бас.
Зачем нужно оформление, нам с вами хорошо известно: в примитивном и простейшем случаях оно предотвращает акустическое короткое замыкание и позволяет диффузору создавать звуковое давление, а не только перемещение воздушных масс. Примитивный случай - это экран, простейший - закрытый ящик (ЗЯ). Теоретически ЗЯ отличается от экрана лишь тем, что здесь с упругостью подвеса динамика складывается упругость воздушного объёма в ящике. Но есть ещё одна особенность, которая проявляется в любом закрытом оформлении и которую не все учитывают. Опорная чувствительность динамика в ящике всегда будет ниже, чем в экране. Напомню, опорной чувствительностью называют то значение чувствительности, которое проявляет динамик на прямолинейном участке своей АЧХ, то есть там, где не сказывается влияние акустического оформления. Как мы знаем, АЧХ сабвуферов в рабочей полосе частот чаще всего заметно отличается от прямолинейной (потому что именно там влияние оформления сказывается), поэтому опорная чувствительность не всегда определяет, насколько "громко" будет играть данный сабвуфер в предназначенном для него частотном диапазоне. Это одна из причин, по которым этот показатель не любят приводить изготовители. Хотя, на мой взгляд, для сабвуферной головки (как и любой другой) обязательно надо знать опорную чувствительность, а какая форма АЧХ выбрана при расчёте акустического оформления - это дело "оформителя": вас, если сабвуфер делается путем "индпошива", или конструкторов сабвуферной фабрики, если сабвуфер выходит оттуда в готовом виде, как участники сегодняшнего форума.
Зачем нужно оформление, нам с вами хорошо известно: в примитивном и простейшем случаях оно предотвращает акустическое короткое замыкание и позволяет диффузору создавать звуковое давление, а не только перемещение воздушных масс. Примитивный случай - это экран, простейший - закрытый ящик (ЗЯ). Теоретически ЗЯ отличается от экрана лишь тем, что здесь с упругостью подвеса динамика складывается упругость воздушного объёма в ящике. Но есть ещё одна особенность, которая проявляется в любом закрытом оформлении и которую не все учитывают. Опорная чувствительность динамика в ящике всегда будет ниже, чем в экране. Напомню, опорной чувствительностью называют то значение чувствительности, которое проявляет динамик на прямолинейном участке своей АЧХ, то есть там, где не сказывается влияние акустического оформления. Как мы знаем, АЧХ сабвуферов в рабочей полосе частот чаще всего заметно отличается от прямолинейной (потому что именно там влияние оформления сказывается), поэтому опорная чувствительность не всегда определяет, насколько "громко" будет играть данный сабвуфер в предназначенном для него частотном диапазоне. Это одна из причин, по которым этот показатель не любят приводить изготовители. Хотя, на мой взгляд, для сабвуферной головки (как и любой другой) обязательно надо знать опорную чувствительность, а какая форма АЧХ выбрана при расчёте акустического оформления - это дело "оформителя": вас, если сабвуфер делается путем "индпошива", или конструкторов сабвуферной фабрики, если сабвуфер выходит оттуда в готовом виде, как участники сегодняшнего форума.